Курс на счастье в семье. Рассказываем о технологии работы
Опубликовано:
Рубрика: Новости движения
Продолжаем рассказывать о проекте “Курс на счастье в семье 2.0”.
Сегодня о технологии.
Руководитель “Искорка Фонд” Евгения Майорова:
Искорке исполняется 30 лет. И поскольку у нас наработаны широкие связи, то есть доступ ко многим технологиям, мнениям экспертов. И я увидела, что технологию, которую применяют в работе с неблагополучными семьями – она называется “технология случая” – можно адаптировать и использовать нам.
Но использовать по-другому. Ведь если семья неблагополучная, то, чаще всего, проблемы очевидны: родители пьют – надо спасать ребёнка и т.д. Благополучная семья всеми силами сохраняет лицо, не обращается за помощью до последнего.
Мы сотрудничаем с Фондом социального сиротства – они помогли эту технологию адаптировать и внедрить.
При первой встрече с семьёй мы проводим “оценку рисков”. Если мама с ребёнком в больнице, а второй ребёнок не устроен, то мы ставим в анкете семьи высокую группу риска для второго ребёнка.
Составляем план работы с назначением ответственных. И решаем проблему. Это может быть оплата няни или помощь в нахождении ресурсов для опеки второго ребёнка.
Когда семья разбита на две половинки, они обе в информационном вакууме по поводу другой части семьи. У мамы в больнице поток звонков от родственников – её это истощает. Папа дома с другими детьми, он ищет дополнительные ресурсы, в том числе финансовые. Сиблинги не понимают, что происходит и чувствуют брошенность, вину.
Работать нужно не только с той половинкой семьи, которая отвечает за лечение ребёнка. Есть программа “Семейные выходные” – она рассчитана на всю семью.
Сиблинги. Помимо контроля устроенности и безопасности, подключаем школу, где ребёнок учится, чтобы классный руководитель, социальный педагог, психолог понимали и учитывали его состояние: страхи, неуверенность, брошенность, одиночество.
Поскольку мы заключили межведомственные соглашения, всё это легитимно. Встречаемся со школой и погружаем социального педагога в проблемы семьи.
Сиблинг замыкается, начинает плохо учиться. Какая реакция педагога? Быть построже. Плохо готовишься – получаешь плохие оценки. А тьютор объясняет, что за этим поведением стоит. И позиция педагогов меняется – ребёнок получает поддержку.
То есть со стороны школы тоже выстраивается поддержка! Это важно.
Летом у нас проходит реабилитационный лагерь “Искорка”. Ребёнок ещё в онкоцентре, а его братья и сестры едут в лагерь в Кусу или Абзаково.
Конечно, мы не на пустом месте начали применять “технологию случая”. Благодаря Фонду президентских грантов, мы привозили в Челябинск психологов, которые обучили тьюторов “Искорка Фонд” особенностям такой работы.
И обучили не только нас, но и специалистов в органах власти. Мы знаем глубинные механизмы психологической защиты родителей. Понимаем, что именно происходит с мамой – регрессия, отрицание, изоляция… Что происходит с сиблингом, с больным ребёнком, с папой. Исходя из этого выбираем модель взаимодействия.