Вот и закончился наш грандиозный проект под названием «лагерь социально-психологической реабилитации детей перенесших онкогематологические заболевания» «ИСКОРКА»
Опубликовано:
Рубрика: Новости за 2009-2015
В первую очередь хочется выразить огромную благодарность всем тем, благодаря кому стало возможно осуществить программу социально психологической – реабилитации. (Список)
В настоящее время особое внимание уделяется психологическим проблемам ребенка с онкологическим заболеванием. И это в первую очередь связано с прогрессом лечения детского рака в нашей стране, когда более 70% больных детей стали выходить в многолетние ремиссии. Проведенные исследования показывают отсутствие связи между сроком ремиссии и уровнем тревожности у маленьких пациентов. Выход ребенка в ремиссию является критическим этапом в жизни семьи. В жизни ребенка синдром дамоклова меча проявляется как сохранение страха за здоровье и жизнь, боязнь снова попасть в больницу, ощущение своей особой уязвимости и ранимости. Такие дети чаще стараются общаться с взрослыми, замыкаются дома. В то же время эта взрослость не сопровождается самостоятельностью.
На самом деле детей угнетает чрезмерная опека родителей. Подход в реабилитации таких детей заключается в идее: предоставить детям правом выбора, поставить их перед вызовом, преодолеть трудности жизни и болезни, научить их радоваться каждому моменту жизни и ценить ее, научить их брать ответственность за свою жизнь, перестать себя жалеть и стараться понять и почувствовать: «Я все могу» и преодолевать любые трудности, пусть для начала маленькие, и радоваться победам. Тем более, что иногда имея физические ограничения, вызванные болезнью, например ампутация, такие дети обладают большей силой духа, волей и жизненной энергией.
С 20 июня по 15 июля прошло две смены, в которых приняло участие 60 детей. Дети находились в лагере без родителей, вместе со своими братьями и сестрами.
Много произошло или мало? Стоит ли результат тех огромных сил и средств, которые были затрачены? Это те вопросы, которые неизбежно возникают после окончания любого дела, в которое вложено много сил. Я могу со всей ответственностью сказать, что да стоит! Результат превзошел самые смелые ожидания, и глядя на те изменения, которые произошли с детьми, понимаешь, что вся усталость, напряжение и усилия, безусловно, стоят того.
Конечно есть много того, что нужно делать по другому, например продолжительность смены 12 дней, оказалась мала, нужно делать смену 21 день.
Как же проходили наши дни?
В 8 утра все дети поднимались на зарядку, мальчишки бежали отжиматься и подтягиваться, девчонки танцевали под музыку. Потом завтрак и много разных мероприятий. Игры на свежем воздухе, пионербол, футбол. Дни заполнены на 1000%. В первый день произошло знакомство с лагерем, «вечерний маячок». На второй день торжественная линейка, работа в отрядах (мозговой штурм, название отряда, девиз), вечером – представление отрядов, дискотека. 3 день посвящен спорту, с утра веселые старты, днем комический футбол, вечером развлекательная программа «Олимпийский резерв» и дискотека. 4 день – «День талантов», до обеда кастинг номеров, вечером «Алло, мы ищем таланты», спектакль «Мухе Цокотухе посвящается», вечером дискотека. 5 день – «Экологический марафон», 6 день – конкурс для девочек «Мисс Искорка». 7 день – «День наоборот», утром дискотека, вечером зарядка, сказки – наоборотки, вечером развлекательное мероприятие «Большая разница» и дискотека. День 8 – «День патриотизма», морская регата (по типу игры зарница), вечером конкурс среди мальчиков «Морской волк», день 10 – «День Бизнеса», утром экономический форум (инструктаж), днем работа фирм, а вечером конкурсно – развлекательная программа «Экономическая десятка», 11 день – игровая программа «В поисках чуда», закрытие смены, вожатский концерт, костер, дискотека.
Каждый день дети занимались в кружках: бисероплетение, квилинг (скручивание бумаги), работа с пластилином, рисование.
Также в лагере проводится веревочный курс, который играет исключительно важную роль в процессе реабилитации. Каждое упражнение это победа над собой, своей немощью, своим страхом, своим неумением, своей неловкостью. Зато чувство преодоления – очень важно для повышения самооценки, без этого человек в любом возрасте не справится с болезнью. Важно воспитывать это чувство в детях. Преодолей себя, преодолей свою слабость, радуйся тому, что ты жив. Главное помнить, что часто мы ставим себе и детям больше психологических ограничений, чем у них самих есть физических осложнений.
Главное сила духа. А те дети, кто выстрадал и победил свою болезнь, гораздо ответственнее относятся к своей жизни и к своему будущему. Для детей оптимистическое отношение к жизни более естественно, чем для взрослых, и тем важнее не переносить на них свои взрослые проблемы, которые дети не до конца понимают.
Развлечение в лагере имеет самое глубинное и осмысленное терапевтическое значение. Веселье – дело серьезное. Всякое тщательно продуманное и спланированное развлечение подразумевает 3 аспекта:
Вызов – по выбору, который надо принять и преодолеть ребенку: пролезть через сетку, перепрыгнуть на лиане, удержаться на бревне, это трудно, но одновременное весело, интересно и заманчиво.
Второй аспект – успех в решении этой трудной, но обязательно веселой, и на самом деле посильной задачи. Если только преодолеешь страх, а в этом помогут заботливые друзья и взрослые. И этот аспект исключительно важен. Болезнь как бы рисует невидимый круг страха, который ребенок не решается и боится переступить, он привык уже болеть и всего опасаться. Но если он добился успеха и пролез через веревочную паутину, прошел по бревну, значит он сильный и умелый. И он еще много раз добьется таких же замечательных успехов. Это ощущение преодоления и победы дети берут с собой.
Третий важный аспект – это обсуждение с ребятами. Что ты чувствовал, что думал при этом, хочешь ли еще? Дети начинают понимать, что преодоление вызова принести успех, а один успех ведет за собой другой.
Главное что ребенок преодолевает свою слабость и свой страх.
Продолжение следует…