Учим детей играть
Опубликовано:
Рубрика: Новости движения
Вы же помните, как в детстве мы играли в магазин или больничку? Это происходило само собой. Вход в игру, вход в любую социальную роль. Сегодня Аня – продавец, а завтра мама своих кукол и воспитывает их, а Саша был водителем, но теперь играет в самолетики.
Но сейчас на сюжетно-ролевых играх и родители, и дети задают ведущему один и тот же вопрос: «А как это? Просто начать играть? А что нам делать?»
Так случилось и в прошлую субботу на нашей первой сюжетно-ролевой игре.
Да, да, да! Сегодня дети разучились играть!
Все поколения «до интернета» были играющими. А наши дети – поколение интернета – редко кто умеет играть в ролевые игры.
А значит, теряет много возможностей: примерить на себя самые разные социальные роли. И даже проиграть асоциальные роли – и отказаться от них. Научиться проговаривать обиды. Научиться вообще проговаривать всё, а не замыкаться и не уходить в себя. Научиться обижаться и прощать. Научиться коммуницировать. Научиться говорить “стоп” плохим эмоциям, плохим отношениям.
И задача игрового терапевта – научить играть и научить правилам игры.
«С самого начала мы садимся – и я объясняю правила игры, – рассказывает Инга Черных. – Потом предлагаю роли – и дети сами выбирают себе роль. Я навожу их на мысль, как им действовать согласно роли. Если ты фея, то наверняка можешь что-то наволшебничать, какие-нибудь чудо-кристаллы… И в любой группе первое занятие всегда дается сложно, но если уж дети начали играть, то потом не остановишь».
Более того, на следующих занятиях дети «поймают игру» и будут испытывать не просто кайф, а адреналин! Должно родиться состояние потока, когда ребенок будет максимально поглощен игрой, будет двигаться, придумывать. Дети играют искренне, поэтому для них игровая терапия эффективна.
«Мы со следующего занятия будем играть без родителей, только с детьми. И дети легче войдут в зону свободы и осознанности. Будут самостоятельно принимать решения о поступках своего героя. Раскроются. Будут разговаривать о своих обидах прямо во время игры».
Есть правило «стоп-игры». Сначала ведущий подсказывает, когда стоит остановиться. Потом ребенок научится саморегуляции. И сам будет останавливать разрушающую ситуацию, разговор, отношения. И это крайне важный навык!
Дети легко «попадают в обиду». В игре можно научиться не дуться, а поговорить. Такого жизненного опыта у них нет, и из игры можно этот опыт получить.
Есть еще одно правило «Не причинять боль».
Особенно оно важно, когда ребенок выбирает асоциальную роль, которую подсмотрели, например, в компьютерных играх. Ребенок при выборе роли может сказать: «А я буду вором». Не стоит пугаться и запрещать ребенку выбрать такую роль, наоборот вместе с ним проиграть её. И как правило, дети довольно скоро перестают выбирать роль «парня с пистолетом» или другие разрушающие роли. А становятся бизнесменами, банкирами или продавцами.
Чаще всего ребенок проигрывает свое сегодняшнее состояние. Мама не разрешила покататься на лошадке или на карусели – чувство это не осознано, но живет внутри. А после игры вся грусть по этому поводу будет исчерпана!
Теперь понятно, зачем ребенку Игра, правда?
А теперь еще один вопрос: зачем игра участникам нашего будущего спектакля?
Так ведь если ребенок не начнет играть, он не сможет войти в состояние и театральной игры тоже. Он не сможет раскрепоститься и получить удовольствие от своего участия в спектакле!
Вот почему важно, чтобы наши актеры к осени ЗАИГРАЛИ!
А еще важнее, чтобы им это нравилось.
Проект Инклюзивной семейной театральной студии “Добрая история” реализует “Искорка Фонд” при поддержке Фонда президентских грантов.