Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Shape Created with Sketch. Fill 11 odnoklassniki Created with Sketch. Fill 11 path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. Теплица + Group Copy vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch.
close

Елена Макушина: «Работа с «Искоркой» для меня – новый профессиональный вызов»

Опубликовано:

Рубрика:

Миниатюра

Знаете ли вы, что каждый специалист помогающей профессии, будь то социальный педагог, психолог или тьютор, должен иметь возможность и сам получить профессиональную психологическую помощь?

Тьюторы фонда «Искорка» регулярно участвуют в профессиональных вебинарах и супервизиях. За три месяца с декабря 2019 года по февраль 2020 года они прошли 12 супервизий – это профессиональные мероприятия, в результате которых участники разобрали трудные случаи, поняли стратегию действий и в дальнейшем смогут эффективно работать.

Как пояснила тьютор «Искорки» Татьяна Мохова, тьютор как специалист социальной сферы, постоянно имеет дело с тяжелыми ситуациями, в которых находятся взрослые, дети, семьи. В его ежедневные обязанности входит принятие ответственных решений, которые влияют на людские судьбы. Поэтому ему необходимо иметь возможность обсудить возникающие трудности с коллегами, получить от них поддержку и помощь. Зачастую, чем серьезней ситуация, тем быстрее специалист хочет ее разрешить, помочь всем нуждающимся – одним словом, начать активно действовать. Однако именно в этот момент необходимо остановиться и позволить себе углубиться в происходящее.Поэтому супервизия -это время и пространство для обдумывания, обсуждения, осмысления трудных случаев из профессиональной практики.

«Для меня супервизия- это поддержка, которая дает понять, что ты не один, тебя понимают, не осуждают; новый взгляд на ситуацию, случай(в результате работа идет лучше); обмен опытом; понимание собственных дефицитов и зоны ближайшего развития(чему еще надо научиться); профилактика эмоционального выгорания. После супервизий ощущение бессилия проходит, появляется воодушевление и желание работать», – призналась  она.

Только не подумайте, что супервизия – это простая беседа и обмен опытом. Нет, она имеет свой четкий алгоритм работы, который известен всем ее участникам. Обсуждение одного случая обычно занимает от 50 минут. За время супервизорской сессии разбирается, как правило, два-три случая. На время супервизии ее участники освобождаются от всех других рабочих дел, выключают телефоны и закрывают двери в помещение, чтобы погружение в процесс было максимальным.

Другом и профессиональным соратником тьюторов «Искорки» стала Елена Макушина, эксперт всероссийского уровня,имеющая большой опыт внедрения социальных инновационных технологий в работе с семьей и технологий межведомственного взаимодействия Фонда профилактики социального сиротства г. Москвы.

Елена Анатольевна сотрудничает с «Искоркой» с 2018 года.

Мы попросили ее рассказать о профессиональной подготовке тьюторов «Искорка Фонд».

– Елена Анатольевна, расскажите о том, почему специалистам помогающих профессий (в том числе – профессиональным психологам) нужна психологическая помощь?

– Чтобы помочь человеку пережить горе, выкарабкаться из глубокого стресса, нужно помочь ему получить доступ к своим ресурсам, скрытому источнику сил. Но прежде, чем специалист сможет сделать это для других, ему нужно самому быть в ресурсном состоянии, найти силы в себе, чтобы не провалиться в чужое горе и быть эффективным в помощи. Наши встречи как раз и посвящены накоплению такого рабочего ресурса.

В этом случае я вспоминаю о правилах спасения при аварии самолета – сначала кислородную маску нужно надеть на взрослого, а уже потом – на ребенка. Так и в нашем случае: сначала нужен ресурс для специалиста, а потом отправлять его к человеку, который ждет помощи от него.

Моя задача – оказание помощи специалистам, которые работают в очень сложных ситуациях, когда много горя, страданий и стресса. Специалисты-абсолютно разные люди: разного возраста, пола, социальной принадлежности и мировоззрений. Все они находятся в разных состояниях переживания происходящего.

Я, как ведущая супервизий и тренинга, никогда не смогу дать больше того, что готовы будут взять мои слушатели. Работа со специалистами «Искорки» всегда очень эффективна. Каждая встреча дарит нам глубину собственных новых открытий.

Благодаря регулярным встречам сейчас мы можем говорить с тьюторами«Искорки» об очень серьезных проблемах, к которым может приблизиться не каждый действующий специалист. Я вижу, как тьюторы«Искорки» растут в профессиональном плане.

– Благодаря Фонду президентских грантов «Искорка Фонд» реализует проект «Курс на счастье в семье. Подростки и молодые взрослые (подпроект «Молодежка»)». Что вы можете сказать об этом начинании?

-Проект «Молодежка», новый проект Фонда, необычен и сложен, ведь внимание психологов и тьюторов направлено на подростка. Мне очень близка и интересна эта тема. Это достаточно ново в разрезе темы переживания подростком онкологического диагноза и последствий лечения. Чтобы помощь была максимально эффективной, мы проводим супервизии с тьюторами фонда еженедельно, разбирая неоднозначные и особо трудные ситуации.

Это очень нужная работа. Потому что подросток – это, с одной стороны, уже сформировавшаяся личность, а с другой – личность, находящаяся в активной фазе своего формирования. Он точно считает себя очень взрослым, но часто не имеет возможности или не обучен проявлять эту взрослость. Подросток – это личность в состоянии кризиса.

Выделяя подростков как своих клиентов, как отдельную целевую группу, мы совершаем здравый шаг. Это очень большой ресурс при работе с ними.

Мы не случайно заключаем с подростком отдельный договор о сотрудничестве, и он, как личность, сам начинает работать со своей жизнью и своим состоянием, когда ему дают некоторую ответственность за то, что дальше будет с ним в жизни. Эта ответственность совершенно необходима детям, потому что, столкнувшись с болезнью, они оказываются в ситуации, когда за них все решают.

– Какими качествами и умениями должен обладать тьютор, чтобы работа с подростком была успешной?

– Здесь нужно понимать, что мы не можем рассматривать подростка отдельно от семьи. Он зависим от родителей не только материально, но и психологически и эмоционально. Поэтому когда речь идет о подростках, мы всегда работаем с семьей в целом.

Для психолога в работе с семьями, где есть подростки, важно уметь находить контакт на любом уровне травматических переживаний человека.

Специалисту важно держать контакт в этой непростой ситуации, когда семья сталкивается с диагнозом, переживает тяжелое лечение и после вынуждена приспосабливаться к жизни.

В таком формате с подростками работает сейчас челябинская «Искорка». Подобные программы, в которых подростки, перенесшие серьезные заболевания, были бы выделены отдельной целевой аудиторией, пока достаточно редко встречаются в России. Это уникальный курс и уникальный опыт, который нужно поддерживать и развивать.

– Как специалист, какие впечатления и эмоции вы черпаете в работе с «Искоркой»?

– Примерно два года я работаю с сотрудниками «Искорки». Это очень глубокое погружение в тему переживания болезни и выздоровления. Для меня, как для профессионала, это был своего рода вызов. Прежде мне доводилось работать с семьями в трудных жизненных ситуациях, с детьми в детских домах. Но в «Искорке»психологи работают всегда на острие и с людьми, чьи переживания максимальны и даже порой избыточны. От тьюторов«Искорки» требуется очень глубокое включение в ситуацию. В их работе с людьми невозможны формальные отношения и полумеры на пути к здоровью ребенка и сохранению микроклимата семьи. И от этого тьюторам порой бывает очень не просто. Я благодарна фонду «Искорка» за этот сложный опыт, который дополнил мою профессиональную жизнь и порадовал меня и включением, и глубиной.

Похожие новости

Сила крышек в доброте

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИКОВ С ОКОНЧАНИЕМ УЧЕБНОГО ГОДА И ДНЕМ ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА!!!